Привет всем фотолюбителям!
Вы, наверное, догадываетесь, что аббревиатура в заголовке не имеет никакого отношения к неприятному вирусному заболеванию, хоть и созвучна с ним. ГРИП - понятие сугубо фотографическое и сегодня мы будем разбираться, что оно обозначает, как и для чего используется в фотографии.
Вы, наверное, догадываетесь, что аббревиатура в заголовке не имеет никакого отношения к неприятному вирусному заболеванию, хоть и созвучна с ним. ГРИП - понятие сугубо фотографическое и сегодня мы будем разбираться, что оно обозначает, как и для чего используется в фотографии.
Итак, ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) или глубина резкости - это расстояние, в пределах которого все объекты кажутся резкими.
Почему всегда надо обращать внимание на ГРИП, и как с ней работать?
Когда при съемке Вы фокусируетесь на какой-либо точке пространства, то эта точка становится самой резкой областью на фотографии. При этом другие области изображения могут быть как размытыми, так и четкими. Будет ли фон и передний план на фотографии одинаково резкими, или часть изображения окажется размытой, как раз и зависит от такого важного параметра, как глубина резкости.
Изменяя глубину резкости, мы добиваемся различного восприятия одного и того же объекта съемки. Например, если мы хотим сконцентрировать внимание на каком-то объекте, то нам необходимо выделить его из ряда других объектов или отделить его от фона.Тогда одним из приемов, для достижения этой цели, является применение малой глубины резкости.
В этом случае важный для нас объект оказывается резким, а предметы вокруг него размытыми. Такой прием применяется в портретной съемке, макросъемке, а также в модной сейчас фуд-фотографии.
Теперь рассмотрим другой случай. Например, съемку людей на фоне городских достопримечательностей или пейзажную съемку больших пространств. В этом случае, для нас важна резкость всех объектов, попадающих в кадр, то есть мы должны снимать с большой ГРИП.
Как управлять глубиной резкости
Давайте сначала рассмотрим способы управления ГРИП, а затем поговорим о некоторых нюансах и подводных камнях.
Итак, вот три фактора, о которых надо помнить, чтобы управлять глубиной резкости:
• Диафрагма.
Чем больше открыта диафрагма, то есть, чем меньше число f в настройках, тем меньше глубина резкости, и тем более размытым получаются объекты вне зоны резкости.
И наоборот, прикрывая диафрагму, мы можем добиться различных значений глубины резкости. Причем в зоне резкости могут находиться разные планы изображения: передний, средний или задний, либо же все изображение может быть предельно резким.
Но надо помнить, что не рекомендуется фотографировать при очень закрытой диафрагме, так как может появиться дифракция, а ваш кадр получится нечетким.
Таким образом, изменяя значение числа диафрагмы, мы можем манипулировать глубиной резкости, делая фон более или менее размытым. При этом очень удобно фотографировать в режиме приоритета диафрагмы, когда автоматика подбирает все параметры кадра, а вы управляете только глубиной резкости.
• Расстояние до предмета съемки.
Чем ближе к нам объект съемки относительно остальных объектов, тем меньше глубина резкости. И наоборот, при фотографировании достаточно удаленных от нас объектов, изменения в настройках камеры будут иметь минимальное влияние на изменение ГРИП.
Следующая фотография снята на камеру мобильного телефона, и, как видите, мы смогли добиться малой глубины резкости с помощью уменьшения расстояния до объекта даже на таком примитивном оборудовании.
• Фокусное расстояние.
При заданном значении диафрагмы глубина резкости будет настолько меньше, насколько большим будет фокусное расстояние объектива. Другими словами, чем ближе Вы приближаете аппаратно объект съемки, тем меньше будет глубина резкости.
Таковы три основных параметра, влияющих на величину ГРИП. Однако существует ряд подводных камней, с которыми мы можем столкнуться при их применении.
Выше мы упоминали о возникновении дифракции при сильном закрытии диафрагмы. Следующее фото иллюстрирует это явление. Так что будьте внимательны и не снимайте на крайних значениях диафрагмы (f).
источник
Другая же опасность подстерегает нас при максимально открытой диафрагме, когда мы хотим добиться малой глубины резкости. Дело в том, что чем меньше ГРИП, тем меньше объектов получаются резкими. Поэтому нужно очень внимательно следить за тем, как выглядит конечный результат. Мы можем получить, к примеру, портрет модели с размытыми чертами лица, либо групповой портрет, где часть персонажей окажутся не в фокусе, либо предмет с нелогично размытыми отдельными частями.
источник
На следующем примере мы видим фото еды с фокусировкой на подносе и крае пиццы. Фотография не отразила замысла автора из-за выстраивания неинтересной композиции и выбора неправильной глубины резкости с фокусировкой на малозначительной части объекта.
источник
В заключение хочется сказать, что глубина резкости (ГРИП) - отличный инструмент для создания интересных сюжетных снимков. Мы можем выделять отдельные объекты из ряда других, расставлять акценты на значимых частях одного объекта, либо снимать общие выразительные планы, показывая красоту всей картины в целом.
Спасибо, очень познавательно!
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо за статью, очень интересно!
ОтветитьУдалитьХорошая статья, спасибо!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьДевочки, спасибо за оценку) Это очень интересная тема)))
ОтветитьУдалитьИнтересная и полезная статья!
ОтветитьУдалитьогромное спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, интересно узнать как называется то, что любишь делать.
ОтветитьУдалить))))))))) Даш, хорошо сказала))))
Удалить