Здравствуйте, дорогие фотолюбители!
Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.
Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.
Доминирующий цвет
Цветовой контраст
Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый
Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий
Цветовая гармония
Использованы материалы сайтов:
http://www.fotomask.ru/
http://photomotion.ru/
Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.
Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.
У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.
Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.
Цветовой круг
Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.
Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.
Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.
Существует несколько основных правил работы с цветом:
Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.
Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.
Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.
Цветовой акцент
Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.
Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.
Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый
Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий
Цветовая гармония
Гармоничные цвета расположены на цветовом круге близко друг от друга и охватывают ограниченный цветовой диапазон, который включает обычно ненасыщенные оттенки двух цветов. При съемке цветовая гармония достигается с помощью рассеянного или отраженного света, а также при помощи небольшого уменьшения экспозиции, т.е. увеличением выдержки.
Основные признаки гармонии цвета: близость по цвету, насыщенности и яркости.
Все эти правила могут помочь в работе над цветной композицией, но всегда следует помнить о том, что бездумное следование правилам может сослужить «медвежью услугу», сделав снимок сухим и мертвым. Цветовое видение - это результат развитого художественного вкуса и опыта. Поэтому смотрите побольше красивых, профессионально сделанных фотографий и, конечно, фотографируйте и еще раз фотографируйте сами!
Использованы материалы сайтов:
http://www.fotomask.ru/
http://photomotion.ru/
Лиль, вот я не фотограф, но с огромным интересом прочла!! Поразила информация о флагах - ничего себе тонкости!..
ОтветитьУдалитьЭто потому, что ты творческий человек, часто имеющий дело с цветом на практике ;)
УдалитьДа, про флаги любопытно, я когда впервые у знала об этом, тоже подумала: "Какие тонкости" :))
Хотелось бы источник информации о флажных пропорциях узнать. Спасибо.
УдалитьКстати, да. И желательно достойный источник. Ведь один неверный факт ставит под сомнение всю статью.
УдалитьОтвечаю сам себе (и заодно Gloredhel Helindess).
УдалитьК.А.Иванов. Флаги государств мира. М., Транспорт, 1971г., стр. 87. (статья о флаге Франции, про Россию ни слова).
http://3.firepic.org/3/images/2014-11/08/z79gqtktfblp.jpg
Как видим, пропорции приведены те же, но объяснение никоим образом цветов не касается.
Информация о пропорциях флагов взята из книги "Фотомастер", расположенной на сайте http://www.fotomask.ru/.
УдалитьКонкретно ссылка на главу: http://www.fotomask.ru/books/6-fotomaster/265-cvet-v-fotografii
Еще раньше слышала об этом от преподавателей в Фотошколе, причин не верить им у меня нет.
Если Вы думаете, что мы информацию придумываем сами, чтоб кого-то ввести в заблуждение, хочу Вас разочаровать - мы не пишет о том, чего не слышали, или не видели, или не пробовали сами.
Что вы, Africa, и в мыслях такого не было — обвинять вас в намеренном введении в заблуждение. Но ошибиться мог и ваш источник. Один из моих источников сообщил: «Впервые слышу подобное. А ведь флагов было сделано немало. И через военные ведомства».
УдалитьЕсть еще одно суждение (приведу сначала в моем вольном переводе, потом в оригинале).
Для русского флага это неверно; для французского — верно, но причина отнюдь не в разнице восприятия цвета, а в разнице восприятия колеблющегося полотнища на движущемся флагштоке. Более удаленной от флагштока полосе придают большую ширину.
Russian flag, no; French flag, yes. It's nothing to do with colour - it's the movement of flags in strong winds, especially when on a moving base (such as a ship). The vertical stripe furthest from the hoist is less readily visible because of motion, and the French naval ensign compensates for that by making it larger. I don't know whether the ratios they use would make them appear equal though (I did do a SCI/SSCI search for papers on the subject one time while I was doing my MSc in visual perception, but didn't find any hard stats).
Автор — James Dignan (Barnet, Redbridge, United Kingdom), эксперт в области вексиллологии. Уж извините, в том, что касается флагов, я в первую очередь доверяю вексиллологам, и только потом — художникам (в том числе фотохудожникам).
Вполне допускаю, что ошибка источника. Стало интересно, откуда тогда пошла такая информация про российский флаг
УдалитьУважаемая Africa, если Вам удастся прояснить этот вопрос, прошу поделиться информацией — действительно очень интересно.
УдалитьХорошо, я дам знать, если найду что-нибудь :)
УдалитьИ кстати, подкину еще одну интересную вексиллологическую цитату, касающуюся не столько цветопередачи/цветовосприятия, сколько композиции.
Удалить«Но французы те еще фантазеры. Например, очень часто они намеренно делают флаги с очень узкой белой полосой — примерно в 1/5 длины флага. Это делается специально, чтобы когда флаг висит за спиной выступающего президента, были видны все три цвета (а не один или два, как это может получиться, если полосы равные)». Виктор Ломанцов (Оренбург), геральдист и вексиллолог.
Замечательный пост, Я как художник теперь лучше понимаю отличие цвета в живописи и в фотографии. Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень интересно! :))
ОтветитьУдалитьДевочки, рада, что статья понравилась, и, надеюсь, она будет Вам полезна )
ОтветитьУдалитьДевочки, вы такие молодцы, что к заданиям готовите тематические статьи. И тут и в КСМ. Очень интересно и познавательно. Как интернет-курсы ))
ОтветитьУдалитьМы стараемся, чтоб теория была подкреплена практикой и наоборот :)) Рады, что Вам нравится!
Удалить