Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы хотим поднять тему, актуальную для каждого фотолюбителя - обработка фотографий в графических редакторах. Существуют разные мнения на этот счет, в том числе и радикальные, сводящиеся к тому, что любая обработка - это зло.
В нашем блоге подобные комментарии тоже встречались. Собственно это и подтолкнуло к тому, чтобы обсудить вопрос глубже и подробнее. Так появилась на свет эта статья. Ее автор, наш приглашенный фотожурналист Синица Елена, поделится своими мыслями на этот счет, а так же проведет своеобразный ликбез на тему обработки фото в доцифровую эпоху. Это очень интересно и познавательного. Предлагаем почитать, а после подискутировать.
Сейчас модно рассуждать о тлетворном влиянии компьютерной постобработки на фотоискусство. Упор делается на то, что навык работы в графических редакторах постепенно заменяет и умение выставлять свет, и подбирать локацию для съемки, и работу с моделью. "Это фотошоп или реальная картинка?" - строго спрашивает обыватель фотографа, как будто пытаясь уличить его во лжи. Фотошоп стал не только синонимом любой обработки снимка, но и синонимом обмана. Оно и понятно, с новыми технологиями количество фейковых фотографий увеличилось даже не в сотни, а в тысячи раз. Как и количество невротизированных девочек, пытающихся угнаться за журнальными идеалами.
При этом, безо всяких оснований, тот же обыватель утверждает, что в пленочную эру фотошопа не было, и ничего, справлялись как-то! Дороговизна пленки заставляла продумывать каждый кадр, все работали начисто, и поэтому количество шедевров в пересчете на фотографов было в разы больше, чем нынче.
При этом, безо всяких оснований, тот же обыватель утверждает, что в пленочную эру фотошопа не было, и ничего, справлялись как-то! Дороговизна пленки заставляла продумывать каждый кадр, все работали начисто, и поэтому количество шедевров в пересчете на фотографов было в разы больше, чем нынче.
Jerry N. Uelsmann. Оригинал здесь
Чаще всего под ним подразумевают такое изменение снимка, когда:
- в снимок добавляются рамочки, подписи, смайлики и прочее, что зачастую становится синонимом дурного вкуса и неумеренности.
- объекты в кадре подвергаются существенным искажениям цвета, чаще всего резким и неприятным для глаза. Правда, под горячую руку сюда попала и HDR-фотография.
- в него вносятся новые объекты, детали, люди. Изменения могу быть и с обратным знаком, когда стирается то, что нежелательно. Сюда же можно отнести любые коррекции фигуры, ретушь кожи, компьютерный макияж и прочие "красивости". Вершина монтажа - сюрреалистические пейзажи в стиле Дали.
При этом как-то упускается из виду, что есть такие понятия как простая цвето- и светокоррекция, да и кроме ФШ есть масса более приспособленных для фотографа программ.
Так был ли фотошоп в доцифровую эру или нет?
Long Chin-San. Оригинал здесь
Начнем с самого простого. Каждый пленочный фотограф встречался с недо- или переэспонированными частями кадра. Сейчас скорректировать изображение можно за пару секунд простым кликом по бегунку, а тогда мы стояли перед фотоувеличителем и всякими способами пытались сравнять количество света на всех частях кадра: махали руками над слишком светлыми участками, закрывали всякими способами переэкспонированные куски. А виньетка с помощью листа бумаги, с вырезанным внутри овалом или кругом или просто с помощью рук? Кто ж ее не пробовал?)))
Еще один простейший фотоэффект, с которым фотограф встречался в процессе печати (случайно или намеренно) - псевдосоляризация. Это такой эффект, когда при проявке фотобумаги происходит ее частичная засветка и на неэкспонированных до засветки участках эмульсия чернеет, а вокруг уже проявленных образуется светлый контур. Псевдосоляризация многими фотографами использовалась как художественный эффект.
Оригинал здесь
Оригинал здесь
Оригинал здесь
И конечно, вершина фотомонтажа - это работы классиков. Сюда относятся и творения знаменитого фотосюрреалиста Джерри Ульсманна (Jerry N. Uelsmann), и работы основателя «китайского пиктореализма» - Лонг Чин-Сана (Long Chin-San), и его ученика Дон Хонг-Оая (Don Hong-Oai).
В отличие от всех предыдущих фотографов, они не изменяли, а создавали, конструировали новую действительность. За что, порой, подвергались критике от зрителей, которые отказывались признавать их работы собственно фотографиями. "Да, это интересно, но это не фотография, "- говорили коллеги Джерри Ульсманну.
Jerry N. Uelsmann. Оригинал здесь
Jerry N. Uelsmann. Оригинал здесь
Long Chin-San. Оригинал здесь
Long Chin-San. Оригинал здесь
Don Hong-Oai. Оригинал здесь
Don Hong-Oai. Оригинал здесь
Напоследок вольюсь в модную дискуссию и выскажу свое мнение относительно постобработки)))
Лично я считала и продолжаю считать, что высшим пилотажем в фотографии является такой снимок, который подвергается минимальной постобработке. Но это совершенно не значит, что я не принимаю иную позицию мастера. Я с великим удовольствием смотрю работы любых фотохудожников, независимо от тех приемов, что они использовали в своей работе.
Jerry N. Uelsmann. Оригинал здесь
Jerry N. Uelsmann. Оригинал здесь
Мне кажется, ценность любой работы измеряется всего двумя факторами: ее эстетикой и тем, затронула ли она душу или нет, независимо от того, сколько времени фотограф затратил на конечный кадр.
Если Вы хотите стать автором одной из статей, пишите на почту libberian@gmail.com и предлагайте свою тему.
Толковая статья.
ОтветитьУдалитьС радостью снова полюбовалась фотографиями Мастеров.
Согласна! Хотя бы минимальная свето и цветокоррекция должна быть, а дальше по задумке автора:). цифровой фотоаппарат иногда усредняет цвета, либо кадр хороший но не правильно экспонированный, либо не правильный баланс белого ... но во всем должна быть мера:)
ОтветитьУдалитьСпасибо что познакомили с такими мастерами фотографии.Даже для просто рукодельницы иногда нужна обработка фото своей работы. То со светом что-то не то, то еще проблемы какие-то.
ОтветитьУдалитьОбработка нужна, тут я даже спорить не буду. Но ведь и обработка бывает разная. Я сторонник не глубокой обработки. Цвет, свет, резкость, можно убрать явные пятна на лице, какие то лохматости в прическе, мусор или лишнего человека, который неожиданно вырулил в кадр. Мастерство фотографа, по моему мнению, проявляется в правильной постановке кадра, в интересном сюжете, в передаче эмоций, настроения, в правильно пойманном свете. Кадр - это застывшее мгновение. Его не должно портить никакое вмешательство. Студийные фотографии пожалуй можно и обработать. Но тут уже скорее мастерство художника, чем фотографа. И я не против этого. Поскольку я люблю делать фотоальбомы, в данном направлении мне больше нравится работать со студийными фотографиями, потому что их легко дополнить другими элементами. А вот фотографии мастеров-фотографов (не фотохудожников) хочется рассматривать и без альбома. И совсем не понимаю ретушь до степени кукол. Это, на мой взгляд, точно не фотография, а картинка.
ОтветитьУдалитьСупер! Отличная статья!!!!
ОтветитьУдалитьЯ тоже считаю, что обработка нужна. Чаще всего бывает нужна обрезка, коррекция света. Доводилось также корректировать цвет, чтобы на фото выглядел ближе к реальности. А как же обойтись без ретуширования? Правда, этим пользуюсь редко. Но вот был случай. Удалось сделать совершенно очаровательную фотографию сына, но его как раз перед этим за щеку укусил комар. Если бы не возможность это подправить, кадр был бы загублен. Я пока еще не очень много знаю об обработке. Но собираюсь углублять свои познания.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что обработка необходима. По крайней мере в отношении кадрирования или цветокоррекции (умеренной конечно), да и "убрать" незамеченный мусор из кадра тоже можно. Излишнюю постобработку я не люблю - всего должно быть в меру. Исключение, если это особый стиль фотографа и в нем есть что-то заинтересовавшее меня.
ОтветитьУдалитьДевочки, большое спасибо за добрые слова в адрес автора)))
ОтветитьУдалить