Страницы

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Андреас Гурски: "Я чувствую себя фиксирующим устройством, выражающим дух нашего времени"

Всем фотолюбителям привет! Давненько мы с вами не приобщались к работам мастеров мира фотографии. Сегодня в рамках этой рубрики предлагаем познакомиться с автором необычных картин - фотографиями их язык не поворачивается назвать из-за их масштабности и особого, ни на что не похожего вИдения - немецким фотографом Андреасом Гурски.


Взгляд Андреаса Гурски на мир – это взгляд инопланетянина, который обладает более совершенным зрением и способен увидеть то, что недоступно обычному человеческому глазу. Этот фотограф с помощью камеры увидел постиндустриальное общество, как единый организм, работающий в идеальном ритме. Этот новый взгляд и новый стиль принесли мастеру международное признание и сделали его самым дорогим фотографом в мире.

Работы фотографа – величественные по замыслу и монументальные по исполнению – поражают каким-то не совсем человеческим пафосом. Монументальные полотна автора воспевают новый мир – современные азиатские города с их небоскребами, масштабные производства, спортивные состязания, собирающие десятки тысяч зрителей.

Андреас Гурски в юности не подозревал, что станет фотографом-миллионером, чьи работы войдут в историю, а их стоимость побьет все рекорды в истории фотографии. Фотограф родился в 1955 году в Лейпциге. Азам фотографии Андреас учился у своего отца, а после окончания школы продолжил образование в Эссене – в школе Фолькванг - в которой учились многие знаменитые профессиональные фотографы.

В 1981 году Андреас Гурски стал студентом Государственной академии искусств в Дюссельдорфе. Немалое влияние на стиль фотографа оказали его учителя - Хилла и Брандт Бехер – мастера концептуализма, прославившиеся благодаря съемке серий промышленных объектов.
Уже в ранних его работах чувствуется отстраненность, стремление соблюсти дистанцию между ним и человеком, попавшим в кадр. Гурски признавался, что он не раз забраковывал снимки, где люди смотрели в камеру или позировали. Человек на снимках фотографа выполняет скорее функциональную роль, он анонимен и лишен индивидуальности.

В 80 и 90-х годах прошлого века фотографа занимала производственная тематика. Эстетика промышленных комплексов дала толчок для развития его независимого авторского стиля, в котором явственно ощущалось стремление к детализации и монументальности.

С каждым годом рос и масштаб его работ. Уже в конце 80-х фотограф использовал самый большой размер фотобумаги, который на тот момент существовал. Потом он начал склеивать несколько листов вместе, пока не достиг формата, который он использует и сегодня. В среднем его фотографии достигают размера 2 на 4 метра.

Андреас Гурски довольно рано понял, что нельзя ограничиваться определенной тематикой. Он стал разъезжать по всему миру и побывал во всех крупных городах земного шара. Причем, его не интересовали архитектурные достопримечательности, панорамная съемка чудес природы или аэрофотосъемка сама по себе. Гурски привлекают объекты, которые отвечают его авторскому замыслу. Он может придумать картину, а потом уже подыскать подходящий объект.

Впервые Гурски получил международное признание благодаря работе "Untitled V" - фотографии, на которой изображена гигантская полка с кроссовками. Снимок был продан за 611 тысяч 229 долларов. 
"Я верю, что подобные фотографии говорят нам что-то важное о состоянии нашего общества. На этом фото ощутима одержимость потребительством", - говорит немецкий фотограф.
Он предпочитает искать и снимать повторяющиеся фрагменты, которые он любит складывать в абстрактные узоры. Фрагменты потрясают четкостью, причем одинаково четкие детали и на ближнем и на дальнем плане.

Художник смотрит на окружающий мир с определенной дистанции. Он часто снимает с высоты птичьего полета: вертолета или с башенного крана. Но точку съемки отыскать трудно, так как фотограф часто прибегает к комбинированной съемке.

Андреас Гурски активно применяет современные компьютерные технологии. Он совмещает два-три снимка, чтобы создать более масштабное полотно. Он тщательно обрабатывает свои работы, убирая тени, увеличивая или уменьшая предметы или даже убирая их. Например, на фотографии "Рейн II", с заднего плана снимка исчезли многочисленные промышленные объекты. Полученный пейзаж никогда не существовал в природе, но это не волновало ни автора работы, ни организаторов аукциона, где на торги было выставлено фото. В результате монументальное полотно было продано за беспрецедентную в истории сумму 4,4 миллиона долларов.

На все претензии критиков, что он злоупотребляет компьютерными технологиями, Гурски обычно отвечает: "Я стремлюсь создать произведение искусства, которое должно отличаться от натуры - я же не занимаюсь реалистической фотографией".

В работах Гурски нет места индивидуальности. Люди неотличимы от себе подобных, сливаясь в общую массу. Лишь рассматривая фотографии в натуральную величину – можно разглядеть лица. Но Гурски предпочитает снимать людей с закрытыми лицами: команды спортсменов в шлемах, рабочих в защитных масках или прятать человека среди множества деталей. 

На снимке японского нейтринного детектора, где 11 тысяч золотых фотоэлектронов и 50 тысяч тонн воды создают фантастическую картину, не так-то легко разглядеть двоих ученых, которые находятся внутри огромного устройства.

Гурски первым стал фотографировать человеческое общество как огромную четко организованную структуру. Он фиксирует фрагменты постиндустриальной жизни довольно отстраненно. Его взгляд пугающ, так как в нем нет обычных человеческих эмоций. В то же время надо отдать Гурски должное – впервые фотография демонстрирует четкую ясность деталей в таком большом масшатабе. Качество не уступающее серьезной живописи, и, наверное, поэтому работы Гурски чаще называют арт-полотнами, а не фотографиями. 

Стремление превратить изображения обычных предметов повседневности в произведения искусства роднит Андреаса Гурски с отцом поп-арта Энди Уорхолом. Как и Уорхол, Гурски имеет свое уникальное цветное видение мира, стремится складывать похожие фрагменты в композиционный узор, и наконец – фотограф умеет извлекать миллионы из изображения банальных вещей. Критики не перестают до сих пор спорить: кем являются эти два мастера – удачливыми дельцами или гениями искусства?

"Хотя Гурски фотограф, но в арт-мире его имя давно воспринимается наравне с художниками. Вот почему он сломал ценовой потолок в фотографии. Когда он продавал свои работы по сто тысяч долларов, мне казалось, что их может купить только сумасшедший. Теперь цена в несколько миллионов не кажется мне странной", - говорит Эндрю Рентон, арт-консультант фотографа.

Самый дорогой фотограф в мире по-прежнему живет и работает в Дюссельдорфе. Его фотографии считают за честь приобрести ведущие арт-центры мира. Кроме частных коллекций, работы Гурски пополнили экспозиции Музея современного искусства (Нью-Йорк), Центра Помпиду, Лондонской Национальной галереи. 
Использованы материалы сайта  buy-books.ru

8 комментариев:

  1. Ну, не знаю...Откровенно не нравится. Мои ожидания от искусства фотографии несколько иные. Эти снимки не вызывают во мне никакого эмоционального отклика. Скука. А можно ли назвать скуку эмоцией? На мой взгляд, в данном случае-яркий пример искусственного сотворения кумира, имхо. Интересно, если лишить фотографа компьютера, каковы будут художественные достоинства его снимков?
    А за статью спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В начале статьи мне тоже было скучно. Подумала, что нет ничего особенного в том, чтобы сфотографировать дом. Но потом дошла до снимка команды в красном, которая меняет колесо у гоночной машины. И я подумала, а хватило ли бы мне выдумки и смекалки, чтобы именно так расставить акценты на фото. Нажать на кнопочку фотоаппарата сможет каждый. Но не каждый сможет красиво преподнести результат. Для меня эти работы тоже не верх искусства. Но все же в них есть некая художественность.

      Удалить
    2. В любом случае, девочки, спасибо за статью. Всегда интересно узнать что-то новое. Даже если тебе это не подходит.

      Удалить
  2. Девочки, я в восторге!!! Какое виденье, какой масштаб...ааа..а.) спасибо за статью!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью! Впечатлилась)))
    Не могу сказать, что я поклонник подобного стиля, но надо отдать должное мастерству автора. Впрочем, некоторые его работы здорово зашкаливают по эмоциям. Его нейтринный детектор цепляет за самое нутро - думаю, что этот снимок надолго меня зацепил. Так интересно получается - вот вроде мастер ( а он без сомнения мастер, и да, хороший делец тоже)) подчеркивает обезличенность нашего общества, исключает человеческую индивидуальность. А это еще больше подталкивает искать Человека в тех, кто тебя окружает, обращать внимание на то, что в каждом из нас живет нечто исключительное, выделяющее нас из толпы. Не знаю, понятно ли объяснила)))
    Меня не смущает использование компьютерных технологий. Нигде не написано, что единственный удел фотографа - документальное изображение действительности)))

    ОтветитьУдалить
  4. Воооооооосторг!!!!! Спасиииииибо!

    ОтветитьУдалить
  5. дорогущее фото с Рейном - напоминает мое фото - снятое из окна машины озеро Беле в Хакасии. Та же картинка))

    ОтветитьУдалить
  6. Девушки, спасибо за ваши такие разные мнения - приятно видеть, что материал не оставил вас равнодушными, потому, что отзыв - это уже эмоция :) Мы не всегда понимаем искусство или то, что им называют, можем недоумевать, за что люди отдают бешеные деньги, можем думать, что способны сделать лучше, но тут у как говорится - можешь - сделай :) Но лично мне кажется, что знакомство с тем, что лежит вне зоны привычного, иногда вне понимания и симпатии намного интереснее, чем протоптанная дорожка из красивых портретов, пейзажей или натюрмортов. Фотография - она гораздо шире всего того, к чему мы привыкли.

    ОтветитьУдалить


Всегда рады Вашим отзывам!
Если не знаете, как опубликовать свой комментарий:
- выберите - комментировать как: - имя/url.
- напишите имя и текст отзыва (url необязательно, может быть адрес страницы соцсети)
Если есть почта на Gmail, можно использовать свой профиль.
Спасибо!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.