Страницы

суббота, 10 октября 2015 г.

Планы в фотографии

Привет всем фотолюбителям! Сегодня в рамках рубрики "Теория фотографии" мы с вами поговорим о планах в фотографии.
Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы. Последние иногда называют деталью или фрагментом. Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фигуры, предметы, происходящее действие. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии. 

Общий план

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, массовых действий (концерты, митинги и т.д.). Подобные планы могут быть получены при съемке и с более близких точек, если съемка ведется объективами с широким углом обзора.

Общий план, показывая весь объект съемки, дает зрителю возможность хорошо ознакомиться с ним в целом - с его характером, рисунком, с размещением в пространстве отдельных элементов и их соотношением, с движением и взаимодействием людей, их групп и т.д. 
Но эта крупность имеет и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Средний план 

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия.
В то же время пространство кадра, построенного как средний план, оставляет место для важнейших аксессуаров, помогающих созданию более полной характеристики персонажей.
 
Крупный план

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой, и здесь эта крупность применяется постоянно. Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально воспроизвести облик человека, дать его с предельной степенью индивидуализации, показать лицо со всем богатством и многообразием мимики, а через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, настроение, душевный мир человека. 

Конечно, крупный план - это не только портреты. Это могут быть предметы, еда, животные, растения. Но всегда нужно помнить, что из-за малого пространства, охватываемого крупным планом, развернутый показ окружения, обстановки здесь исключается.

Сверхкрупный план

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя. Такие планы обычно называют сверхкрупными.

И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом. Иными словами, эти деталь и фрагмент должны быть характерны, типичны, потому что по этой частности зритель будет судить об общем.

Ошибки планов разной крупности

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, за рамками которых начинает складываться рисунок, резко меняющий наши представления о реальных формах предметов.

Еще более распространенной ошибкой при выборе крупности плана как в натюрморте, так и в других жанрах фотографии является другая крайность - не оправданное применение слишком удаленных точек съемки и изображение объекта в мелком масштабе. Здесь неизбежны потеря необходимого акцента на сюжетно важном элементе кадра и утрата композиционной формы снимка.
Например, если ваша цель - снять портрет, то не стоит делать это так, как на снимке ниже.

Подведем итоги

Каждый из планов имеет свои изобразительные возможности и смысловые ограничения, следовательно, наиболее полное, глубокое и всестороннее раскрытие содержания могли бы дать сочетание, чередование планов различной крупности, т. е. использование не одного, а ряда кадров, связанных общей темой.
В фотографии существуют жанры и виды, где тема раскрывается в ряде последовательно снятых кадров (фотоочерк, серия снимков, многокадровый репортаж). Однако чаще перед фотографом встает задача раскрыть тему в единичном кадре, и тогда ему предстоит решить, в какой же крупности плана следует построить кадр, чтобы зритель получил и полное представление о происходящем, и эстетическое удовлетворение от снимка, четкого, выразительного, композиционно завершенного, где точно отобранный материал и верно схваченный узловой момент события дают исчерпывающую образную информацию о нем.

Использованы материалы сайта  foto-videouroki.ru

3 комментария:

  1. Не соглашусь с автором статьи. В последнем примере представлен прекрасный пример минимализма в пейзаже.

    ОтветитьУдалить
  2. Доброе утро! Последнее фото шикарно!

    ОтветитьУдалить


Всегда рады Вашим отзывам!
Если не знаете, как опубликовать свой комментарий:
- выберите - комментировать как: - имя/url.
- напишите имя и текст отзыва (url необязательно, может быть адрес страницы соцсети)
Если есть почта на Gmail, можно использовать свой профиль.
Спасибо!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.