Приветствуем всех фотолюбителей! Сегодня в рубрике "Теория фотографии" мы с вами подробно рассмотрим одну из составляющих экспозиции, а именно выдержку, узнаем, какой она может быть, на что влияет в фотографии и каких эффектов можно добиться, если правильно регулировать настройки.
Так же хотим обратить ваше внимание на то, что материал, который содержится ниже, может быть полезен при создании фото для проекта "Фотоассоциации "Движение".
Итак, приступим к изучению.
Затвор камеры похож на шторку, которая открывается и позволяет начать экспозицию света, а потом закрывается, чтобы завершить её. Как следствие, снимок отображает не момент, а некоторый интервал времени. Для описания этого интервала используется термин "выдержка" (длительность выдержки).
Вычисляется выдержка в долях секунды: например, 1/30 с, 1/60 с, 1/125 с, 1/250 с. Отображается же на экране многих камер только знаменатель – «60», «125», «250». Нередко длинные выдержки отображаются числом с кавычками – 0”8, 2”5. Также существует стандартный ряд выдержек. 1 , 1/ 2, 1/ 4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Для самых длинных выдержек в камере предусмотрен параметр «Bulb» (ручная выдержка) — затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора.
Условно, короткими принято считать выдержки меньше 1 секунды. Выдержки длительностью более 1 секунды считаются длинными.
Короткая (1/250 сек и короче) выдержка словно "замораживает" любое движение, и фотография получается четкой, без малейшего размытия.
В целом, выдержки порядка 1/250 — 1/500 достаточно для фиксации движения человека, но для близко расположенных или исключительно быстрых объектов съёмки может потребоваться и 1/1000, и 1/4000 секунды.
Чем быстрее движется объект, тем короче должна быть выдержка. Например:
- быстро движущиеся автомобили или животные: 1/1000 с;
- горные велосипеды или бегущие люди: 1/500 с;
- волны: 1/250 с.
Длинная выдержка дает возможность нормально проэкспонировать кадр, особенно когда освещения недостаточно – в сумерках, ночью. Также она позволяет снять многие интересные сюжеты. Так как при длинной выдержке есть вероятность появления «шевеленки», смазывания, то желательно использовать стабилизацию, если она есть в камере или объективе. В подобных случаях хорошим помощником окажется штатив. Стабилизацию при установке камеры на штатив следует выключить.
В зависимости от того, какую выдержку мы используем при съемке, короткую или длинную, можно получить совершенно разные эффекты на фотографии.
Всякий раз, когда в кадре появляются движущиеся предметы, выбор длительности выдержки определяет, будет движение заморожено или вызовет размытие. Однако невозможно изменить выдержку саму по себе, не затронув экспозицию или качество изображения.
1. При сокращении выдержки нужно:
- увеличить число ISO (возможный побочный эффект: визуальный шум на фото)
- прикрыть диафрагму (побочный эффект: может снизиться глубина резкости)
2. При увеличении выдержки нужно:
- уменьшить число ISO (побочный эффект: без штатива не обойтись)
- шире открыть диафрагму (побочный эффект: снижение резкости)
Очень хорошо, когда в камере есть режим bulb. В этом режиме вы можете установить вручную время, на которое затвор будет открыт. Режим ручной выдержки окажется полезным при ночной съемке небесных объектов, при научной фотосъемке, когда снимается процесс, замедленный во времени. Если снимать, например, ночной пейзаж со звездным небом в безлунную ночь с выдержкой несколько часов (при среднем значении диафрагмы), то на снимке получатся следы вращения звезд, дуги относительно Полярной звезды. Но опять-таки следует помнить о шумах в цифровых камерах, особенно при высоких значениях светочувствительности (ISO).
Что бы получить правильную экспозицию на снимке, нужно все это учитывать и подбирать значения трех величин (ISO, диафрагмы, выдержки) в зависимости от каждой конкретной сцены, ситуации.
Какой же должна быть выдержка для разных ситуаций.. Рассмотрим примеры.
Пять классических выдержек скорости затвора фотокамеры:
1. Заморозить движение, или снимаем 1/250 с и быстрее.
Чем быстрее движется объект, тем короче должна быть выдержка. Например:
- быстро движущихся автомобилей или животных: 1/1000 с;
- горные велосипеды или бегущие люди: 1/500 с;
- волны: 1/250 с.
Следует помнить, что отдельные части объекта могут двигаться очень быстро. Яркий пример подобного – вертолет. Сам фюзеляж можно заморозить на выдержке и 1/250, а вот для лопастей может не хватить и 1/2000. Или, к примеру, когда фотографируют девушку, взмахивающую волосами, чтобы заморозить кончики волос, необходимо также использовать выдержки порядка 1/1000 и даже меньше, в то время как сама модель движется относительно не быстро.
Использование короткой выдержки помогает получать достаточно сбалансированный по резкости кадр, но делает снимок слишком статичным. Любое движение в кадре будет заморожено.
Исправить это можно, попробовав немного изменить наклон камеры для получения более динамичной фотокомпозиции. Но лучший вариант – использовать технику съемки с проводкой, о которой речь пойдет далее.
2. Съемка с проводкой.
Съемка с «проводкой» - прием, который дает на снимке эффект движения, при этом объект получается резким на смазанном фоне.
И здесь выдержка играет очень важную роль. Она должна находиться в диапазоне с 1/15 до 1/250 с. Если снимать с более короткими выдержками, 1/500-1/1000, то эффект движения уменьшится или исчезнет вовсе. Так как короткая выдержка выдаст фон и объект одинаково резкими. Сравните эти два фото.
Для примера некоторые величины, которые наиболее часто употребляют фотографы:
- быстро движущихся автомобилей, мотоциклов или птицы: 1/125 с;
- горные велосипеды близко к камере: 1/60 с;
- горные велосипеды, перемещение животных или работа человека: 1/30 с.
3. Творческое размытие – выдержка от 1/15 с до 1 с.
Например, быстрое течение водопада: 1/8 с; гуляющие недалеко от точки съемки люди; волны; медленное движение воды: 1/4 с.
В условиях яркой освещенности (в солнечный день) может быть затруднительным получить необходимую выдержку (ниже 1/8 с), даже с помощью изменения диафрагмы или при низких значениях ISO. Для понижения количества света используют нейтрально-серый фильтр (ND), который как раз и предназначен для этого. Здесь так же не следует забывать о штативе.
Влияет установленная выдержка и на передачу погоды на снимке. Передать дождь сплошными линиями можно, используя выдержки от 1/4 с и длиннее. Если же хотите «заморозить», остановить отдельные снежинки в полете, установите выдержку 1/125 с.
Добавление вспышки на фото с размытием позволяет заморозить некоторые предметы, а это означает, что вы можете перемещать камеру для достижения художественного эффекта.
Длинная выдержка в сочетании с движением небольшого источника постоянного света позволяет добавлять на изображение эффект граффити.
4. Фотография с выдержкой от 1 с до 30 с.
Существуют процессы, которые занимают длительное время, и выдержки до 1 секунды уже не хватает. Эти процессы отличаются не только временем, они отличаются восприятием. При выдержках от 1 до 30 секунд в кадре стираются все процессы, которые протекают быстро, остается только статика… мягкая статика. Возникает ощущение того, что мир замерз. Вновь исчезает движение. Только если при выдержках 1/1000 движение исчезает, но человек видит предмет, который мог бы двигаться, то при 30 секундной выдержке их не остается. Этот эффект можно получить только в случае использования штатива.
Выдержки, которые фотографы используют для создания подобных фотографий:
- шевеление ветра в листве деревьев: 30 с;
- гладкое движение поверхности моря: 15 с;
- быстро движущиеся облака: 8 с;
- волны с сохранением некоторых деталей: 1 с.
Продолжительная выдержка позволит при ночной и вечерней съемке получить красивый «огненный» шлейф – длинный светящийся след от автомобильных фар. Камеру желательно установить на штатив. Хорошо, если вы используете автоспуск или пульт дистанционного управления для уменьшения вибраций при съемке.
5. Ночная съемка – выдержка более 30 с
Съемка ночью предполагает, что света очень мало. Соответственно, у многих фотографирующих появляется желание повысить значение ISO, что чаще всего приводит к увеличению шума, когда отдельные пиксели начинают проявляться гораздо ярче остальных. Если же оставить ISO минимальным и просто установить длинную выдержку, то это приведет к некоторому снижению шумности изображений.
Для съемки ночного неба может понадобится следующее время выдержки:
- отдельные звезды или полнолунные пейзажи: 2 мин.;
- звездные треки: 10 мин.
Для экспериментов с выдержкой нет предела. Пробуйте фотографировать в полностью ручном режиме или в режиме приоритета выдержки. Изменяя параметры и пробуя то, что раньше не пробовали, вы достигнете интересных результатов. Умение работать с выдержкой позволит достичь небывалых творческих эффектов и получать отличные снимки.
Статью для вас подготовила Наталия
Использованы материалы сайтов:
http://fotogora.ru/
http://andimfilm.narod.ru/
http://www.cambridgeincolour.com/
http://photo-monster.ru/
Очень интересная статья. Полезно!. Сижу, ковыряюсь в настройках ))))) Спасибо большое ))
ОтветитьУдалитьНаталия, спасибо большое за статью, сто пять раз прочитала, вроде все дошло. Непонятным осталось только, почему люди с эффектом граффити сами хоть немного не размылись. Я понимаю, что не настолько длинная выдержка, но все-таки почему они такие достаточно четкие? Ведь факелом они махали не одну секунду :)
ОтветитьУдалитьЭто не они махали :) Люди на фото стояли на месте, вокруг них бегал еще один человек и рисовал контуры :)
УдалитьЕще называют это безобразие фризлайт- можете погуглить, очень много разных уроков и примеров интересных фото представлено в интернете :)
Ксения, спасибо. Было у меня такое предположение :)
УдалитьБольшое спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьНаташа спасибо большое, очень нуно...пойду заварю кофеей, и буду вникать))))
ОтветитьУдалитьЗамечательная статья! Спасибо! Столько простора для экспериментов!
ОтветитьУдалитьДорогие читатели блога, спасибо ВАМ за внимание и отзывы. Статью писала с душой, проштудировав несколько источников, старалась выложить главное и в понятной форме. Откровенно говоря, сама в этой области еще учусь.. Так что, подыскивая материалы для вас, много полезностей почерпнула и для себя личною Теперь остается внимательно ознакомиться с теорией о выдержках и приступить к практике. Надеюсь, вы так же вдохновитесь.. и у вас все получится! :)
ОтветитьУдалитьСпасибо,Наташа,за интересную и очень поучительную статью. Осталось только попробовать на практике..)
ОтветитьУдалитьЛариса, спасибо! Очень надеюсь, что тебе пригодится, потому что все это очень интересно попробовать на практике..
УдалитьКак интересно, Наташенька! Ты умнечка, что так хорошо разбираешься и делишься со своими друзьями. Получаются просто шедевры, очень красиво!!! Удачи тебе, дорогая, творческих успехов!
ОтветитьУдалитьТанюша, пока еще не очень разбираюсь, но стараюсь, вникаю! Да, с разными выдержками получаются очень интересные фотографии. Для статьи старалась найти хорошие показательные примеры. Спасибо тебе за комментарий!
Удалить